ВОСПИТАНИЕ
          НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ  
         
СКАЗКИ

          Сегодня я буду рассказывать вам сказки. А заодно посмотрим, хорошо ли вы их знаете, как вы ориентируетесь в сказочном мире. Сначала очень древняя сказка, ее рассказывали в Египте уже много, много тысяч лет тому назад.
          …На террасе своего дворца сидит молодой фараон. Сидит и горько плачет, потому что никак не может найти девушку, которую он полюбит и сделает своей женой. В это время в небе над дворцом фараона пролетает цапля и держит в клюве… 
А ну-ка, что она держит в клюве? Ребенка? Не годится: ассоциация цапли с новорожденным – не из сказочного мира, да и при чем тут страдающий без любви фараон? Лягушку? Это частый сказочный персонаж, но все же трудно себе представить цаплю, летящую с лягушкой во рту, - не удержится и проглотит. Кольцо? Это уже лучше. Но все равно не угадали: цапля несет в своем клюве сандалийку. И вот, пролетая над дворцом, цапля случайно выронила сандалийку, и та упала на террасу рядом с плачущим фараоном. А он, увидев сандалийку, сразу безумно влюбился в ее обладательницу…
          «Золушка!» - вы скажите. Правильно, но сказка еще не кончилась. Фараон зовет своих слуг и приказывает им… Подумайте, что должен приказать фараон своим слугам. Типичный и неправильный ответ: собрать всех девушек Египта и мерить им сандалийку. Дело в том, что ритуал надевания туфельки на ногу любимой исполнен глубокого интимного содержания, и его нельзя доверять никому. Слугам можно повелеть собрать девушек, но надевать сандалийку должен сам молодой фараон. Кстати, аналогичный, знакомый нам жест – надевание кольца на руку любимой – также встречается в бесчисленных версиях «Золушки».
          Фараон, конечно, нашел свою нареченную, и жили они вместе долго и счастливо до конца своих дней. Вообще, все сказки, которые я сегодня буду рассказывать, кончаются счастливо.
          А вот другая сказка. Она живет у одного африканского народа с незапамятных времен. У этого народа нет письменности, и сказка эта передается из уст в уста, от одного поколения к другому.
          … В некотором царстве, в некотором и т. д. жил был молодой прекрасный принц. Так случилось – я опускаю подробности, - что злая волшебница околдовала его и превратила в кого? В лягушку (опять эта лягушка), змею, медведя, свинью? Не отгадали. Ну, конечно, во что-то очень противное. Но поскольку дело происходит в Африке, то превратила она принца в крокодила. И при этом поставила условие: принц вернет свой прекрасный облик, если… Да, да это знакомая всем нам «Царевна-лягушка», точнее, «Царь-лягушка», потому что сказки этого цикла бывают и мальчишечьи и девчачьи. Так что же это за условие? Должна найтись девушка, которая все равно полюбит этого крокодила, и тогда он снова превратится в прекрасного принца. Это правильный ответ, но в нем есть одна неточность: что значит «полюбить»? Ведь в сказках все очень конкретно, зримо, осязаемо: если герою страшно – он бежит, если у него горе – он плачет. А кто знает, что такое «полюбит»? Потому, что снять колдовство, девушка должна облизать крокодилу носик. Вот так.
          Разумеется, такая девушка нашлась. Но прежде чем спасти принца, ей пришлось пройти через многие серьезные испытания, пока, наконец, любовь ее не достигла такой высоты, что она смогла облизать своему любимому крокодилу носик…
          По-моему, это замечательно. Замечательно, что существует такое созвездие волшебных сказок, которые рассказывают всем детям на Земле. Это «Три поросенка», «Красная шапочка», «Золушка», «Пряничный дом», «Спящая красавица», «Царевна лягушка»… Эти сказки живут в бесчисленных вариантах, приспосабливаясь к местным условиям, к народным обычаям и обрядам. В одной стране вместо трех поросят будет три козленка, Красная шапочка превратится в Красный платочек или Красные туфельки. Но удивительно, что в ее одежде почти всегда будет что-нибудь красное. Прекрасного принца можно превратить в лягушку, но если у данного народа лягушка – уважаемое животное, то принца превратят в змею или крокодила. Можно в крайнем случае превратить его во что-нибудь непонятное, но страшное и противное, как в «Аленьком цветочке». Поразительно, с каким упорством и настойчивостью на протяжении тысячелетий народы передают эти сказки из поколения в поколение, сохраняя их для своих детей. Значит, это не просто так, это для чего-нибудь нужно.
          Волшебные сказки – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. Об этом и рассказывает книга Бруно Беттельгейма «Психоанализ волшебной сказки». Эта книга в 1977 году получила две высшие премии США: премию американской книги и премию критики.
          Развитие личности – как детской, так и взрослой – происходит не постепенно, а скачками: необходимо пройти положенные этапы, подняться по ступенькам. И каждая такая ступенька «обслуживается» своей сказкой. Эта сказка помогает ребенку сформировать свою душу так, чтобы забраться на следующую ступеньку. Сегодня Беттельгейм проведет нас с вами по нескольким ступенькам. Мы, родители, задумаемся над тем, как надо читать сказки нашим детям, какие неожиданности и опасности ожидают нас в этом трудном деле. Волшебные сказки – как солнце и витамины – необходимые элементы для построения здоровой личности. Если этих элементов нет, в духовной пище – получится слабая, искривленная, неустойчивая личность.
          В Индии, где существует древняя традиция внимания к внутренней, духовной жизни человека, сказка используется как терапевтическое средство. Вот приходит больной к врачу. Врач выслушивает его жалобы и прописывает ему…сказку. Сиди и медитируй три месяца над индийской «Красной шапочкой». А потом придешь, и я тебе закрою бюллетень.
          И книга Беттельгейма возникла в результате наблюдения и лечения детей с нервными расстройствами, попавшими в его школу. Он увидел, во-первых, что отношение ребенка к той или иной сказке помогает распознать природу той психической травмы, которую ребенок получил в семье, а во-вторых, и это самое главное, ребенок, работая над сказкой, залечивает душевные раны.
          Вначале несколько предварительных замечаний.
          1. Народные сказки собирают и записывают по всей земле уже очень давно. Издаются сборники сказок в 50 и 100 томов. Сказки изучаются под разными углами зрения, их классифицируют, выделяют типичные сюжеты, персонажи, волшебные предметы и т. д. Это целая научная дисциплина. Перед нами сегодня «прикладная» задача: понять, как читают сказку наши дети. Как сказка помогает навести порядок в своей душе.
          2. Сказки бывают разные: сказки-страшилки, сказки-нравоучения, сказки-загадки, волшебные сказки и т. д. Есть и замечательные «придуманные» сказки: сказка Андерсена, Винни-пухи, мультипликационные паровозики и т. д. И все это по бедности нашего языка называется одним словом «сказка» Сегодня для удобства условимся называть этим словом только те сказки, которые я перечислил в самом начале.
          3. Сказки – это художественное произведение. А это значит, что у нее не существует единственного, канонического прочтения. Мы, взрослые, перечитываем любимый роман по-многу раз в жизни, в каждом возрасте по-новому. Поэтому, когда я буду говорить, что, например, «Спящая красавица» для девочки 12-13 лет имеет какой-то смысл в этот переломный момент жизни, то это надо понимать скорее как то, что существует потенциальная возможность такого прочтения. Та же девочка прочтет эту сказку, когда ей будет и 7 и 20 лет, и каждый раз в зависимости от возраста и состояния своей души извлечет из нее что-то нужное ей сейчас.

          КРАСНАЯ ШАПОЧКА
          ТРИ ПОРОСЕНКА: ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ В БУДУЩЕМ
          ПРЯНИЧНЫЙ ДОМИК: ШАГ К САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
          СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА: ПРОБУЖДЕНИЕ
          О ПРЕВРАЩЕНИЯХ
          ЦАРЕВНА-ЛЯГУШКА: УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ

          ПОЛЬЗА ВОЛШЕБСТВА
          РОДИТЕЛИ О СКАЗКАХ

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ

                                                      Rambler's Top100        

Хостинг от uCoz