Мы привыкли к тому, что все
волшебные сказки кончаются благополучно.
Это очень важно для ребенка – быть
уверенным в том, что и у него все в жизни
хорошо. Один из самых мучительных вопросов
для ребенка – сможет ли он когда-нибудь
стать взрослым. Научится ли он делать все те
замечательные волшебные вещи, которые
умеют делать взрослые? Научится ли он
любить? Этой теме посвящен цикл сказок о
Царевне-лягушке. Эти сказки бывают для
мальчиков и девочек. Для начала я вам расскажу
сказку из этого цикла, которая нравится мне
одним замечательным жестом, идущим из самой
глубины души. Эта сказка называется «Золотой
шар». …Молодая принцесса играет
со своей любимой игрушкой – золотым
шариком. И тут шарик закатывается в колодец.
Молодая принцесса сидит на краю колодца и
горько плачет. И вдруг из колодца
появляется лягушонок. - Я тебе помогу, - говорит
лягушонок, - но за это ты должна выполнить
три моих условия: ты будешь есть со мной из
одной тарелки, сидеть со мной на одном стуле
и спать со мной в одной постели. Принцесса так горюет по
своему шарику, что тут же соглашается на все
условия, а там будь что будет. Лягушонок
достает из колодца шарик, и счастливая
принцесса убегает во дворец. А там уже накрыт стол, за
столом сидят король с королевой и поджидают
принцессу. Начинается обед, но вдруг за
дверями слышится какой-то шум, суета,
перебранка слуг. И король посылает узнать, в
чем дело. С этого момента очень интересно
наблюдать за поведением короля-папочки.
Оказывается, пришел лягушонок и требует,
чтобы его впустили. Принцесса делает вид,
что она ничего не знает, это ее не касается.
Но в конце концов ей приходится во всем
признаться. Как же, говорит папочка, обещала,
надо выполнять. Лягушонка приводят в
трапезную, и он садится в тарелку к
принцессе. Бедная принцесса! Представьте
себе лягушку в вашей тарелке. Кончается
обед, принцесса садится на диванчик, а
лягушонок шлеп-шлеп – рядом с ней.
Принцесса вне себя – лягушонок ей
отвратителен. Но тут снова вступается
папочка: «Свое слово надо держать. Обещала
– теперь терпи». Наступает вечер. Принцессу
укладывают спать на шелковые простыни.
Лягушонок, конечно, прыгает к ней в постель.
Но вот этого уже принцесса не может
выдержать. Переполненная ужаса и
отвращения она хватает лягушонка и с
размаху швыряет его в стенку. И тут
происходит чудо: лягушонок превращается в
прекрасного принца. Эта сказка не самая лучшая
из цикла «Царевна-лягушка», поскольку
обычно в сказках этот период превращения
лягушонка в прекрасного принца длится
значительно дольше, иногда даже сотни лет. И
время это наполнено серьезными событиями в
жизни возлюбленных. Героиня пройдет через
многие испытания, пока наконец не полюбит
лягушонка настолько, что он превратится на
ее глазах в прекрасного принца. Но эту
сказку я люблю вот за этот очень
естественный, очень человечный жест. Я говорил уже в начале, что
сказка выбирает в качестве жениха ли
невесты какое-нибудь очень противное
животное: это может быть лягушка, змея,
свинья, крокодил, которое должно у данного
народа означать что-то грязное, противное,
вонючее. В одной сказке мне очень нравится
свинья, которая перед тем как являться
ночью к своей возлюбленной, нарочно
вываливалось в грязи. Этот свин очень хотел,
чтобы его невеста полюбила его именно таким. И еще один интересный мотив,
показывающий глубокое понимание сказкой
человеческой психологии. Почему все эти
свиньи, лягушки представляются такими днем,
а ночью все они прекрасные принцы. Казалось
бы, именно ночью принцессу должно страшить
все то мужское, звериное, животное, что
пробуждается в ее возлюбленном. Однако
ночью и сама принцесса не вполне владеет
своим рассудком и под покровом темноты
может дать волю своим чувствам. Утром же,
при холодном свете дня, все то, что
происходило ночью, должно представляться
ей грязным и отвратительным. Кстати, о темноте. Почти во
всех сказках ночь возлюбленных окружена
какой-нибудь тайной, и герою сказки или
героине категорически запрещается открыть
эту тайну. Сказка как бы говорит принцесса:
«Не торопись! Не подгоняй события. Это тайна
откроется тебе сама, когда ты будешь к ней
готова». Должно пройти много дней, а точнее
много ночей, прежде чем свин превратится в
прекрасного принца. Наиболее частое
запрещение такого рода – не зажигать свет,
не пытаться увидеть лицо возлюбленного.
Естественно, во всех сказках принцесса
нарушает этот запрет. Дождавшись, когда
принц засыпает, принцесса зажигает лампу и
подносит к лицу любимого. Капелька горячего
масла падает на его лицо, он просыпается и… Теперь принцесса должна
будет искать своего принца по всему свету,
преодолевать многочисленные препятствия,
иногда даже жертвовать своей жизнью, чтобы
вернуть принца. В одной турецкой, по-моему
сказке принцесса отрезает себе мизинец,
чтобы спасти любимого. После долгих
скитаний она находит принца, заточенного в
высокую башню, но в самый последний момент
выясняется, что ей не хватает всего одного
мизинчика, чтобы спасти принца. Тогда она
отрезает себе мизинчик и с его помощью
надставляет лестницу. Интересный мотив сказок
этого цикла – роль взрослых, пожилых женщин.
Обычно это они любят выспрашивать у
принцессы подробности ее ночной жизни.
Основная тема этих обсуждений – что-то
вроде «все мужчины свиньи» или «все женщины
– змеи». И это они очень любят давать
молодым советы, как надо вести себя с
возлюбленным. И всякий раз, когда молодая
принцесса следует этим советам, прекрасный
принц исчезает. Таким образом, сказка в
конкретных образах и поступках помогает
ребенку освоиться с новой для него задачей
– научиться любить. То есть найти в
страшном, незнакомом человеке
возлюбленного. Но для этого и самому надо
вырасти, подняться на следующую ступеньку,
перешагнув через все испытания, которые
сказка настойчиво подкладывает нам на пути.
Только с высоты этой новой ступеньки мы
сможем понять, что в человеке чудесно
уживаются и низменные, животные, глубинные
инстинкты, и прекрасные, возвышенные порывы.
И полюбить – это полюбить человека целиком. Не надо думать, что свинья
или крокодил – обязательные атрибуты
только мужчины. Для юноши не менее
страшными и пугающими могут представляться
свинские и крокодильские инстинкты молодой
девушки. Эти страхи, связанные с
подготовкой к вступлению в брак, одинаковы
для обоих полов. Поэтому мы встречаем и
царевен-лягушек, и королей-лягушек.