Я постарался убедить вас в
том, что сказки – необходимый элемент
духовной пищи ребенка. Погружаясь в
сказочный мир, ребенок погружается в
глубины своей души, в которой творится хаос.
Блуждая в этом дремучем лесу, знакомясь с
разнообразными персонажами своей психики,
ребенок осваивает это скрытое от его
сознания пространство. И когда он
возвращается из путешествия обратно в
реальный мир, он чувствует себя более
уверенным в своих силах, в том, что он сможет
справиться и самим собой, и теми
трудностями, которые подстроит ему жизнь.
Сказочный мир требует от ребенка активного,
хорошо развитого воображения, умения
свободно, не страшась опасностей и
приключений, импровизировать. Чтобы всего
этого добиться, ребенку нужно много сказок,
нужно благожелательное отношение
родителей к сказкам и постоянным отлучкам
ребенка в сказочный мир. Вот обычная ситуация, с
которой знакомы, наверное, все родители на
свете. -Что мы сегодня будем читать? –
спрашивает родитель. -«Красную Шапочку». -Опять «Красную Шапочку»?! Мы уже десять
дней подряд читаем «Красную Шапочку». Давай
сегодня что-нибудь другое. -Хочу «Красную Шапочку», - упрямится
ребенок. Мама уже выучила эту «Красную
Шапочку» наизусть. Ее сын тоже, поскольку
каждый раз, когда мама слегка откланяется
от эталонного текста, ее тут же одергивают:
« Там сказано не так! Надо говорить так!» Что
же происходит? А происходит серьезная
работа над сказкой. И такая работа может
продолжаться целый месяц, иногда и больше.
Целый месяц каждый день одну и ту же сказку.
У ребенка сейчас какая-то серьезная
проблема, рана в душе, и сказка для него –
лекарство, заживляющее эту рану. Пока рана
не заживает, сказка ему нужна. Потом вдруг
как бы ни с того ни с сего: -Давай сегодня какую-нибудь другую
сказку почитаем. Сказку хорошо ребенку не
читать, а рассказывать. Во-первых, потому
что тогда вы можете наблюдать за тем, как он
слушает сказку. А это совершенно
замечательное зрелище. Ребенок, сидящий
рядом с вами, а на самом деле витающий в
сказочных облаках. У нас с дочкой есть большая
книга со сказками. Раскрываем книжку на
любом месте и начинаем читать. В этой книжке
собраны разные сказки, но только волшебные.
Можно, конечно, нарваться на сказку-страшилку,
и лучше ее не читать на ночь. Поэтому я
вначале быстро пробегаю глазами несколько
абзацев, и если это волшебная сказка, мы
начинаем ее читать. Однажды я попал в то
место, где рассказывалось о девочке,
вымазанной сажей, которая печет пирог, в то
время как ее старшие сестры, отправляются
на бал. Так и есть, это одна из бесчисленных
версий Золушки. Открываю с начала и начинаю
читать: «…В некотором царстве, в тридевятом
государстве жили-были король с королевой и
была у них маленькая дочь. Так случилось,
что королева умерла. Умирая, она попросила:
«Если женишься снова, то только на женщине,
как две капли похожей на меня». Проходят
годы, а король никак не может найти себе
королеву, которая была бы похожа на его
любимую жену. А тем временем дочка
подрастает…» И тут я чувствую, что рядом
со мной что-то происходит. Моя дочка
перестала дышать. Смотрю на нее – лицо
побелело, широко раскрытые, полные ужаса
глаза. Я ничего не понимаю: вроде бы ничего
не случилось, сказка как сказка. И тут
только до меня доходит – моя дочь, лучше
меня владеющая сказкой, уже знает, что будет
дальше. Король захочет жениться на своей
собственной дочери. А это очень страшно.
Страшно потому, что она очень любит короля,
то есть мня, но боится это себе представить
даже в своих мечтах. Потому что это – нельзя. Во-вторых, родитель,
рассказывающий сказку, принимает как бы
личное участие в этом деле. Это получается
как бы совместное путешествие в мир сказки.
Ребенку важно сознавать, что вы
поддерживаете, одобряете его отлучки в
сказочный мир, считаете это нормальным,
здоровым поведением. К сожалению, в наш
просвещенный век просвещенные родители
считают, что все, что происходит, происходит
только в реальном, материальном мире. И если
ребенку надо что-то рассказывать или читать,
то это должно быть что-то материальное,
полезное. Нужно его учить, сообщать
информацию, готовить к взрослой,
материальной жизни. Все остальное –
пережитки прошлого. Предрассудки,
бабушкины выдумки. (А как же насчет Арины
Родионовны?). Особенно раздражает таких
родителей, когда ребенок «витает в облаках».
«Что ты размечтался? Займись делом». А для
ребенка сейчас Красная Шапочка – самое
важное дело. Такие родители склонны читать
сказку так, как я это проделал с «Красной
Шапочкой» в самом начале. Для них все
сказочные события и атрибуты- события и атрибуты реальной жизни. И
часто из самых лучших чувств они стараются
защитить ребенка от всех тех ужасов,
которые творятся в сказках. В сказках действительно
кровь льется рекой, процветает канабализм и
бесчеловечная жестокость. За каретой, в
которой Золушкины сестры едут на свадьбу,
тянется кровавый след. В сказках все время
кто-то кого-то ест или готовится съесть.
Волк поедает бедных поросят и Красную
Шапочку. Баба Яга запихивает детей в печку.
Сказочных негодяев казнят с изощренным
садизмом. Мачеху Спящей Красавицы бросают в
яму, кишащую ядовитыми змеями. В другом
варианте на нее надевают раскаленные
сапоги и заставляют плясать. Можно было бы
также посадить ее в бочку, утыканную
изнутри острыми гвоздями, и скатить с
высокой горы. Но все это в сказочном мире,
где каждое событие имеет волшебный смысл.
Для взрослого поедание поросенка – это
пищеварительный процесс. А для ребенка –
это чудесное превращение. Для взрослого
бросание в яму с змеями – это нарушение
прав человека. А для ребенка – уверенность
в том, что зло уничтожено. Для ребенка важна
не только вера в справедливое устройство
мира, где зло наказывается, а добро
торжествует. Важно также знать, что зло
уничтожено навсегда. Кстати, не очень просто
отвечать на вопрос, который часто задают
дети: «Скажи, а на свете существует Баба Яга,
дракон и так далее?» С одной стороны, ясно,
что существует, иначе бы сказка потеряла бы
всякий смысл. С другой стороны, ребенок
должен быть уверен в том, что, выйдя завтра
погулять, он не встретит на улице дракона.
Так как же? Существует или не существует? Очень важное правило – не
объяснять ребенку всего того, что мы сейчас
с вами обсуждаем. Глубинный смысл сказки
должен остаться скрытым от ребенка. Сила
сказки в том, что она действует
непосредственно на подсознание. Если мы
попытаемся перенести ее на сознательный
уровень, то получится та самая Красная
Шапочка, с которой я начал. Сказка умрет. Это
правило – часть более общего правила,
которого необходимо придерживаться и во
взрослой жизни: нельзя залезать в душу
другого человека, даже самого близкого.
Если по каким-то причинам вы проникли в
механизм его душевных переживаний, не
следует раскрывать ваше знание. Внутренний
мир ребенка должен быть огражден от
посягательства взрослых. Случается, что взрослый,
читая сказку своему ребенку, незаметно для
себя оказывается в ее власти. Может быть,
потому, что проблемы, которые его сейчас
волнуют, хорошо накладываются на сказочные
образы и ситуации. Вот поучительный пример:
папа собирается бросить семью. В его душе
мучительное столкновение противоречивых
чувств, большей частью неосознанных и
подавляемых. Вечером он садится читать
сказку своему пятилетнему сыну сказку.
Дочитав до того места, где Баба Яга
запихивает мальчика в печку, папа внезапно
прекращает чтение: «Знаешь что, я устал,
давай дочитаем сказку завтра». Назавтра
пятилетний сын говорит маме: «Папа от нас
уходит. Мы остаемся вдвоем. Мы справимся,
потому что я буду тебе помогать». Этот
мальчик настоящий знаток сказочного мира,
он понял, что если папа бросает его в тот
момент, когда Баба Яга запихивает его в
печку, это значит, что папа бросает его
навсегда. В данном случае поступок
папы не обернулся серьезной душевной
травмой для ребенка. Личность ребенка,
хорошо владеющего сказкой, оказалось
достаточно прочной, чтобы вынести этот удар. Другая опасность –
самодеятельное творчество родителей,
исправления и добавления, которые взрослые
вносят в сказку, желая ее разнообразить или
осовременить.Один
папа, которому надоело бесконечно
повторять одну и ту же сказку своему сыну,
стал вводить в нее предметы и персонажи из
реального мира. В сказке рядом с волками,
волшебными палочками и драконами появились
троллейбусы, светофоры и милиционеры. В
результате сын чуть было не попал в школу к
Беттельгейму. Троллейбусы и милиционеры
переместили действие сказки в наш реальный
настоящий мир. Одно дело, когда тебя едят в
сказке, и ты точно знаешь, что к концу сказки
зло будет уничтожено, и ты сможешь спокойно
вернуться домой. Другое дело, когда ты
выходишь на улицу, а из-за угла на тебя может
выскочить дракон. И такие страхи поджидают
тебя в твоем родном дворе, за каждым
поворотом твоей родной улицы. Именно
поэтому сказка всегда начинается с одного
из стандартных сказочных зачинов: «В
некотором царстве, в тридевятом
государстве…», «Было это так давно, когда
звери разговаривали» и так далее. Это как бы
ворота в сказочный мир. Пройдя их, ты точно
знаешь, что попал в сказочный мир.