ВОСПИТАНИЕ
        
НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ  
        
СКАЗКИ

        РОДИТЕЛИ О СКАЗКАХ

         Я постарался убедить вас в том, что сказки – необходимый элемент духовной пищи ребенка. Погружаясь в сказочный мир, ребенок погружается в глубины своей души, в которой творится хаос. Блуждая в этом дремучем лесу, знакомясь с разнообразными персонажами своей психики, ребенок осваивает это скрытое от его сознания пространство. И когда он возвращается из путешествия обратно в реальный мир, он чувствует себя более уверенным в своих силах, в том, что он сможет справиться и самим собой, и теми трудностями, которые подстроит ему жизнь. Сказочный мир требует от ребенка активного, хорошо развитого воображения, умения свободно, не страшась опасностей и приключений, импровизировать. Чтобы всего этого добиться, ребенку нужно много сказок, нужно благожелательное отношение родителей к сказкам и постоянным отлучкам ребенка в сказочный мир.
         Вот обычная ситуация, с которой знакомы, наверное, все родители на свете.
         -          Что мы сегодня будем читать? – спрашивает родитель.
         -          «Красную Шапочку».
         -          Опять «Красную Шапочку»?! Мы уже десять дней подряд читаем «Красную Шапочку». Давай сегодня что-нибудь другое.
         -          Хочу «Красную Шапочку», - упрямится ребенок.
         Мама уже выучила эту «Красную Шапочку» наизусть. Ее сын тоже, поскольку каждый раз, когда мама слегка откланяется от эталонного текста, ее тут же одергивают: « Там сказано не так! Надо говорить так!» Что же происходит? А происходит серьезная работа над сказкой. И такая работа может продолжаться целый месяц, иногда и больше. Целый месяц каждый день одну и ту же сказку. У ребенка сейчас какая-то серьезная проблема, рана в душе, и сказка для него – лекарство, заживляющее эту рану. Пока рана не заживает, сказка ему нужна. Потом вдруг как бы ни с того ни с сего:
         -          Давай сегодня какую-нибудь другую сказку почитаем.
         Сказку хорошо ребенку не читать, а рассказывать. Во-первых, потому что тогда вы можете наблюдать за тем, как он слушает сказку. А это совершенно замечательное зрелище. Ребенок, сидящий рядом с вами, а на самом деле витающий в сказочных облаках.
         У нас с дочкой есть большая книга со сказками. Раскрываем книжку на любом месте и начинаем читать. В этой книжке собраны разные сказки, но только волшебные. Можно, конечно, нарваться на сказку-страшилку, и лучше ее не читать на ночь. Поэтому я вначале быстро пробегаю глазами несколько абзацев, и если это волшебная сказка, мы начинаем ее читать. Однажды я попал в то место, где рассказывалось о девочке, вымазанной сажей, которая печет пирог, в то время как ее старшие сестры, отправляются на бал. Так и есть, это одна из бесчисленных версий Золушки. Открываю с начала и начинаю читать: «…В некотором царстве, в тридевятом государстве жили-были король с королевой и была у них маленькая дочь. Так случилось, что королева умерла. Умирая, она попросила: «Если женишься снова, то только на женщине, как две капли похожей на меня». Проходят годы, а король никак не может найти себе королеву, которая была бы похожа на его любимую жену. А тем временем дочка подрастает…»
         И тут я чувствую, что рядом со мной что-то происходит. Моя дочка перестала дышать. Смотрю на нее – лицо побелело, широко раскрытые, полные ужаса глаза. Я ничего не понимаю: вроде бы ничего не случилось, сказка как сказка. И тут только до меня доходит – моя дочь, лучше меня владеющая сказкой, уже знает, что будет дальше. Король захочет жениться на своей собственной дочери. А это очень страшно. Страшно потому, что она очень любит короля, то есть мня, но боится это себе представить даже в своих мечтах. Потому что это – нельзя.
         Во-вторых, родитель, рассказывающий сказку, принимает как бы личное участие в этом деле. Это получается как бы совместное путешествие в мир сказки. Ребенку важно сознавать, что вы поддерживаете, одобряете его отлучки в сказочный мир, считаете это нормальным, здоровым поведением.
         К сожалению, в наш просвещенный век просвещенные родители считают, что все, что происходит, происходит только в реальном, материальном мире. И если ребенку надо что-то рассказывать или читать, то это должно быть что-то материальное, полезное. Нужно его учить, сообщать информацию, готовить к взрослой, материальной жизни. Все остальное – пережитки прошлого. Предрассудки, бабушкины выдумки. (А как же насчет Арины Родионовны?). Особенно раздражает таких родителей, когда ребенок «витает в облаках». «Что ты размечтался? Займись делом». А для ребенка сейчас Красная Шапочка – самое важное дело. Такие родители склонны читать сказку так, как я это проделал с «Красной Шапочкой» в самом начале. Для них все сказочные события и атрибуты  - события и атрибуты реальной жизни. И часто из самых лучших чувств они стараются защитить ребенка от всех тех ужасов, которые творятся в сказках.
         В сказках действительно кровь льется рекой, процветает канабализм и бесчеловечная жестокость. За каретой, в которой Золушкины сестры едут на свадьбу, тянется кровавый след. В сказках все время кто-то кого-то ест или готовится съесть. Волк поедает бедных поросят и Красную Шапочку. Баба Яга запихивает детей в печку. Сказочных негодяев казнят с изощренным садизмом. Мачеху Спящей Красавицы бросают в яму, кишащую ядовитыми змеями. В другом варианте на нее надевают раскаленные сапоги и заставляют плясать. Можно было бы также посадить ее в бочку, утыканную изнутри острыми гвоздями, и скатить с высокой горы.
         Но все это в сказочном мире, где каждое событие имеет волшебный смысл. Для взрослого поедание поросенка – это пищеварительный процесс. А для ребенка – это чудесное превращение. Для взрослого бросание в яму с змеями – это нарушение прав человека. А для ребенка – уверенность в том, что зло уничтожено. Для ребенка важна не только вера в справедливое устройство мира, где зло наказывается, а добро торжествует. Важно также знать, что зло уничтожено навсегда.
         Кстати, не очень просто отвечать на вопрос, который часто задают дети: «Скажи, а на свете существует Баба Яга, дракон и так далее?» С одной стороны, ясно, что существует, иначе бы сказка потеряла бы всякий смысл. С другой стороны, ребенок должен быть уверен в том, что, выйдя завтра погулять, он не встретит на улице дракона. Так как же? Существует или не существует?
         Очень важное правило – не объяснять ребенку всего того, что мы сейчас с вами обсуждаем. Глубинный смысл сказки должен остаться скрытым от ребенка. Сила сказки в том, что она действует непосредственно на подсознание. Если мы попытаемся перенести ее на сознательный уровень, то получится та самая Красная Шапочка, с которой я начал. Сказка умрет. Это правило – часть более общего правила, которого необходимо придерживаться и во взрослой жизни: нельзя залезать в душу другого человека, даже самого близкого. Если по каким-то причинам вы проникли в механизм его душевных переживаний, не следует раскрывать ваше знание. Внутренний мир ребенка должен быть огражден от посягательства взрослых.
         Случается, что взрослый, читая сказку своему ребенку, незаметно для себя оказывается в ее власти. Может быть, потому, что проблемы, которые его сейчас волнуют, хорошо накладываются на сказочные образы и ситуации. Вот поучительный пример: папа собирается бросить семью. В его душе мучительное столкновение противоречивых чувств, большей частью неосознанных и подавляемых. Вечером он садится читать сказку своему пятилетнему сыну сказку. Дочитав до того места, где Баба Яга запихивает мальчика в печку, папа внезапно прекращает чтение: «Знаешь что, я устал, давай дочитаем сказку завтра». Назавтра пятилетний сын говорит маме: «Папа от нас уходит. Мы остаемся вдвоем. Мы справимся, потому что я буду тебе помогать». Этот мальчик настоящий знаток сказочного мира, он понял, что если папа бросает его в тот момент, когда Баба Яга запихивает его в печку, это значит, что папа бросает его навсегда.
         В данном случае поступок папы не обернулся серьезной душевной травмой для ребенка. Личность ребенка, хорошо владеющего сказкой, оказалось достаточно прочной, чтобы вынести этот удар.
         Другая опасность – самодеятельное творчество родителей, исправления и добавления, которые взрослые вносят в сказку, желая ее разнообразить или осовременить.  Один папа, которому надоело бесконечно повторять одну и ту же сказку своему сыну, стал вводить в нее предметы и персонажи из реального мира. В сказке рядом с волками, волшебными палочками и драконами появились троллейбусы, светофоры и милиционеры. В результате сын чуть было не попал в школу к Беттельгейму. Троллейбусы и милиционеры переместили действие сказки в наш реальный настоящий мир. Одно дело, когда тебя едят в сказке, и ты точно знаешь, что к концу сказки зло будет уничтожено, и ты сможешь спокойно вернуться домой. Другое дело, когда ты выходишь на улицу, а из-за угла на тебя может выскочить дракон. И такие страхи поджидают тебя в твоем родном дворе, за каждым поворотом твоей родной улицы. Именно поэтому сказка всегда начинается с одного из стандартных сказочных зачинов: «В некотором царстве, в тридевятом государстве…», «Было это так давно, когда звери разговаривали» и так далее. Это как бы ворота в сказочный мир. Пройдя их, ты точно знаешь, что попал в сказочный мир.

                                                    Rambler's Top100          

Хостинг от uCoz