Обычно сказки бывают в двух
вариантах: мальчишечьи и девчачьи. Это
делается для того, чтобы каждый ребенок мог
легче воплотиться в героя сказки. Для
маленьких детей, у которых вопросы пола еще
не стали такими важными, не большого труда
отождествлять себя с мальчиком или
девочкой. Мальчики легко становятся
красными шапочками, золушками. А девочки,
наоборот, - иванушками-дурачками. В
Пряничном Домике действуют сразу мальчик и
девочка, что облегчает процесс
отождествления себя с героем сказки. Есть
Василиса-Премудрая и Финист – ясный сокол. Есть Спящая Красавица, но
почему нет спящих красавцев? И сказка с
самого начала очень четко ясно дает нам
понять, какое событие разбирается в этой
сказке. Как правило, все такие сказки
начинаются с крови. Три капли крови на белом
снегу, или капелька крови на платочке,
подаренном матерью, или еще что-либо в этом
роде. Интересно поведение
родителей, когда их дочь готовится к этому
важному моменту в своей жизни. Обычно
родители бывают предупреждены, что это
должно случиться, если девочка уколется о
веретено или другой сказочный предмет.
Родители, особенно папочка, стараются
сделать все, чтобы этого не произошло. В
королевстве разыскиваются и уничтожаются
все веретена, девочка непрерывно находится
в окружении заботливых нянек, которые не
должны спускать с нее глаз. Но как бы
папочка ни старался… Однажды, когда он
уезжает в командировку, то есть в военный
поход, девочка попадает в волшебную комнату,
видит там веретено, которое так красиво
прыгает в лучах солнца, хватается за него и
умирает. Одну такую спящую красавицу
я наблюдал у себя дома. Моя дочка забросила
своих друзей и подружек, забросила школу.
Целыми днями как сомнамбула бродила по
квартире, полуодетая, с бессмысленным
взглядом, обращенным внутрь себя. В это
время она могла проспать подряд целые сутки.
Это была настоящая Спящая Красавица: она не
замечала того, что творилось вокруг нее. Что-то
очень важное происходило с ней самой,
внутри нее. И для того чтобы это произошло,
нужно было умереть и родиться вновь. Но
родиться уже совсем другим человеком. Интересно, что в сказке,
после того как героиня засыпает, она
оказывается отгороженной от всего
остального мира или хрустальным гробом, или
пещерой, или непроходимыми зарослями
терновника. Это чисто сказочный способ
показать отрешенность девочки от
окружающего мира, ее замкнутость в себе. Мне очень нравиться один
чисто зрительный образ из этой сказки, где
девочка окружена зарослями терновника. Как
раз в это время, пока девочка спит,
многочисленные принцы пытаются пробраться
к ней и все попадают в колючки. По-моему, это
замечательный образ: терновник, весь
увешанный принцами, как засушенными
насекомыми, насаженными на колючки. Сейчас
еще не время, Спящую Красавицу будить
нельзя. Но вот когда пройдет 100 лет, появится
принц, который ее разбудит. В сказке видно, что принц
любит нашу Спящую Красавицу, он вынужден
преодолевать препятствия, совершать
подвиги, чтобы доказать свою любовь. Но
нигде в сказке не сказано, что Спящая
Красавица любит принца. Просто он будит ее,
возвращает ее к жизни, они становятся
королем и королевой и живут в счастье и
благополучии долгие годы. Из этой сказки
еще не понятно, что значит «любить». Про это
следующий сказочный цикл – сказки о
Царевне-лягушке. А теперь разберем некоторые
мотивы, которые часто встречаются в сказках
про Спящую Красавицу.