Мы часто обвиняем наших
детей в том, что они безынициативны, что им
ничего не хочется, что им все неинтересно и
т. д. Но встанем на их место и прокрутим
пленку назад. Нам по полтора года, мы только
научились самостоятельно передвигаться, и
перед нами сразу открылся новый,
удивительный, захватывающий мир. Вот ключ
от папиных ящиков, вот ваза с цветами,
мамины часы, но самое интересное кран на
газовой плите. И все надо сейчас потрогать,
положить в рот, все разобрать и во всем
разобраться. Но стоит только протянуть к
этому руку – «Нельзя! Не трогай! Не смей!»
Попробуем еще – тут уж можно и по рукам
получить, не только по рукам. Очень горько
сознавать, сидя в клетке, что для своих
родителей все эти неживые вещи – папины
книжки, мамины брошки и т. д. – значительно
важнее, чем ты, чем твои живые чувства. И вот что удивительно. Эти же
самые родители могут бороться за охрану
окружающей среды или за права человека, но
не способны подумать о том, чтобы окружить
решеткой не ребенка, а те, в общем, немногие
предметы, до которых ему не стоит
дотрагиваться. Материал, представленный Вам,
взят из книги Бруно Беттельгейма «Не только
любовь». Бруно Беттельгейм родился в
1903 году в Вене. Он – детский врач, лечил
детей с психическими травмами. Почти всю
жизнь он жил со своими пациентами и написал
много замечательных книг о детях. Всю жизнь,
кроме полутора лет, которые он просидел в
гитлеровских концлагерях Дахау и
Бухенвальд. Он многое пережил и перевидел
там. В 1939 году Беттельгейма
выпустили из лагеря, и он уехал в США. В 1944
году он стал директором клиники для детей с
нервными расстройствами при Чикагском
университете, которая называлась
ортогенической школой Сони Шенкман. В этой
школе лечат в основном детей, которые не в
ладах с этим миром, которые боятся сделать в
нем хотя бы один шаг, произнести слово. Они
либо заторможены, стараются забиться в угол,
либо, наоборот, все время дергаются или
трясутся. Они отстают от своих сверстников
в развитии, их часто мучают всевозможные
аллергии. Однако во всех остальных
отношениях это нормальные, здоровые дети, у
них нет никакой патологии. Просто, как
считает Беттельгейм, они в семье попали в
такие условия, которые оказали
разрушительное воздействие на их еще не
окрепшие души. И, отталкиваясь от своего
лагерного исследования, он решил создать в
школе среду, которая склеивала бы эти
рассыпавшиеся на кусочки личности. Школа –
это интернат, в нем живут от тридцати до
пятидесяти воспитанников в возрасте от 6 до
14 лет. Дети разбиты на группы по шесть-семь
человек, в каждой группе три воспитателя и
один учитель. Кроме того в школе работают
повара, уборщицы и другой технический
персонал. Есть даже свой стекольщик, а у
него всегда достаточно работы. Теперь познакомимся с двумя
воспитанниками школы. Ричард, 11 лет. Вместо
человеческой речи – нечленораздельные
звуки, напоминающие рычание. Никаких
контактов с окружающими, единственный друг
– плюшевый медведь, с которым он не
расстается. С Ричардом случаются приступы
неудержимой беспричинной ярости и злобы.
После нескольких лет жизни в школе, когда
его дела пошли на поправку, он рассказал
доктору Би (так все называют Б. Беттельгейма
в школе), что мать, чтобы отучить его от
дурных слов, мыла ему рот мылом Но вместе с
грязными словами, объяснял Ричард, она
смыла и все остальное. Вот так. Джордж, 8 лет. Первый раз он
убежал из дома в три года. После этого вся
его жизнь – побеги, ночевки на улице, еда –
где что плохо лежит. Джордж -страстный рыболов. В возрасте шести лет
он пытался утопить своего сверстника, чтобы
завладеть его удочкой. Он не умеет ни читать,
ни писать.