Это, пожалуй, самое трудное
место, поскольку волей-неволей придется
коснуться сексуальных проблем. Страхи,
преследующие ребенка при обучении его
чистоте, раны, которые он может получить, -
это все «ниже пояса». Ребенок – голый,
беззащитный – пронесет их через всю свою
интимную жизнь да еще передаст своим детям. Для Ричарда с его «чистолюбивой»
матерью ванная – особое место, и конечно,
важные события его школьной жизни должны
были произойти именно здесь. Как-то само
собой сложилось, что перед сном вместе с
медведем и своей любимой воспитательницей
Патти он отправляется в ванную. Там, лежа в
теплой воде, он позволяет себе немного
расслабиться и высунуться из-за защитных
укреплений. Патти с медведем на коленях
сидит рядом и слушает его болтовню. И вот
однажды: -Знаешь, Патти, я один раз видел голого
мужчину в ванной комнате. И знаешь, что он
делал? -Не знаю, мылся, наверное. -Нет, Патти, он стоял у зеркала и брился. А
потом… -Потом он случайно уронил бритву, она
упала и, знаешь… -? -И знаешь, бритва, когда падала, отрезала
ему,…ну эту, в общем…пиписку. -Рич, ты, наверное, что-нибудь перепутал.
Мужчины теперь бреются безопасными
бритвами. Такой бритвой нельзя себя
поранить. -Нет, Патти, это видел я, как…все было. -Ну хорошо, мы потом об этом еще
поговорим. А теперь расскажи мне… Через несколько дней Ричард
опять вспомнил эту историю. На третий раз
Патти, не дослушав до конца, вдруг
неожиданно для себя сказала: -Послушай, зачем ты мне все это
рассказываешь? Ведь я же не твоя мать. Ричард замер. Их глаза
встретились. И тут вновь сверкнула та самая
искра. Это был определяющий момент в жизни
Ричарда – возник контакт между ним и
воспитательницей. Все стало на свое место, и
его выздоровление пошло вперед
семимильными шагами. Тут самое время
остановиться и объяснить, почему школа
Беттельгейма называется школой. Ведь часто
учреждение подобного рода любит называть
себя домом. Оно как бы говорит ребенку: «Это
твой дом, твоя новая семья. А
воспитательница будет твоей мамой».
Беттельгейм считает, что достаточно той
неразберихи, которая творится в душе у
ребенка, чтобы не добовлять туда еще и эту.
Мама – это значит, что она тебя просто любит
потому, что ты есть, независимо от того,
какой ты, хороший или плохой. Мамина любовь
всегда с тобой. Папиной любви надо
добиваться стараясь быть таким, каким он
хочет тебя видеть. Мама, папа и я – вот
структура, каркас, на котором ребенок
строит свою душу. А школа – это не дом, там
ничего такого нет. Ни мам, ни пап. Это школа,
где учатся жить. Она как бы говорит: «У тебя
трудности – мы тебе поможем с ними
справиться. Воспитатели, доктора, повара,
горничные – твои помощники. Ты достоин
уважения, как и всякая человеческая
личность, но любовь, извини, тебе не
гарантированна. Если у тебя с Патти или Гейл
возникнут близкие отношения – это ваше
личное дело. Но ты должен сознавать, что это
отношения двух независимых, свободных
людей». Но – поразительное дело! –
такие отношения все-таки возникают, и
случиться это может где угодно. Например, в
ванной комнате. Удивительно, как много
внимания придает наша цивилизация чистоте.
Мать шестилетней Люсиль принимала мужчин в
присутствии своей дочери. При первой
встрече с доктором Би девочка, встав на
четвереньки, стала прыгать на него,
стараясь схватить или укусить его в область
паха. Она думала, что именно так и должны
вести себя при встрече взрослые люди. Так
вот, эта же самая мать в свободное от работы
время заставляла Люсиль часами просиживать
на горшке, мыться с мылом по десять раз в
день… Она постоянно и скрупулезно
проверяла у Люсиль чистоту. (Заключенные в
концлагере также постоянно подвергались
таким процедурам.) И все же Люсиль любила
это, потому что это были единственные
минуты ее близости с матерью. И в школе
Люсиль много времени проводила с Гейл в
ванной комнате и туалете, просиживая часами
на горшке или моясь под душем. -Посмотри, Гейл, я уже чистая? Надо,
наверно, еще раз намылиться. -По-моему, ты уже чистая, Люсиль. Но если
хочешь, мылься еще. -Ну, хорошо. Я сейчас еще раз, и еще. В это время в душевую
ворвалась стайка детей. Они прибежали с
улицы, мокрые, грязные, и тут же заляпали
грязью весь пол. Гейл, увидев странный блеск
в глазах Люсиль, вдруг сказала: -Послушай, Люсиль. Если ты хочешь
вымыться еще раз, так уж испачкайся сначала,
чтобы тебе было что мыть! -Она не успела договорить, как Люсиль
была уже вся с ног до головы вымазана в
грязи. И опять произошло чудо – души двух
женщин соприкоснулись. И под конец предмет моей
зависти и восхищения – контратака детей.
Время от времени они устраивают в школе
всемирный потоп: затыкают в душевой все
дырки и пускают воду из всех кранов на
полную мощь. Потоки воды разливаются по
всей школе. Вот бы и нам с тобой читатель!
Беттельгейм говорит, что у этого потопа
есть серьезное психологическое объяснение
с сильной сексуальной подоплекой. Я не
берусь его изложить: даже взрослому
человеку бывает трудно найти правильный
тон при обсуждении этих дел.