После подъема – умывание,
затем завтрак и в класс. Отношение школы к
еде – особый, очень важный разговор, я его
отложил до обеда. В дверь класса просовывается
голова Левы. -Анна, я не буду сегодня учиться. -Хорошо, Лева. Я слышала. Приходи завтра. Проходит три минуты. Снова
голова Левы. -Анна, ты слышала, я не приду сегодня! -Хорошо,
Лева. Я слышала. Еще три минуты – и все снова. -Я уже слышала, Лева. Не хочешь -не приходи. А еще через пять минут Лева
уже сидит на своем месте за партой и делает
задание, которое Анна для него подготовила.
Но что творится в классе?! Здесь собраны
дети всех возрастов от 6 до 14 лет, и каждый
занимается своим делом по специальному
заданию, которое для него подготовлено. Вот
девочка сидит на полу, в руке у нее сладкая
булочка, она сосредоточенно повторяет
вслух какое-то правило. Один поливает цветы,
другой беседует с Анной, кто-то клеит макет
геометрической фигуры. А вот маленький
мальчик забился под парту, обхватив голову
руками, - только бы ничего не видеть, ничего
не слышать. Ему страшно. Страх исследования: ты
открываешь разные запертые двери и ящики,
открываешь не ведомые тебе тайны природы. И
вдруг из одной такой двери на тебя подает
скелет… В этом взрослом мире с тобой все
что угодно может произойти. Страх неадекватности: «У
меня опять ничего не получится!» Эти дети
измучены своими неудачами, они знают, что
отстали от сверстников. Соревнование – не
для них: невыносимая мысль о том, что Чарли
уже умеет решать уравнения, а я… Страх взрослости: учеба
делает человека взрослым. «А пока я
маленький, я ни за что не отвечаю». Бесполезно искать в классе
Джорджа. Он принципиальный противник учебы
– ноги его там не будет. Мы найдем его,
плотно позавтракшего и набившего едой
карманы, за воротами школы. Вернется он
только поздно вечером. Каждый может входить
и выходить из школы в любое время. Джордж,
естественно, отправился на рыбалку. Все
попытки воспитательницы подружиться с ним
поначалу решительно отвергались. Но время
шло, и Джордж понял, что Гейл можно доверять.
И вот наконец высокая честь – он берет Гейл
с собой на рыбалку. Они отправляются на
озеро, и Джордж усаживается на свое любимое
место – прислонившись спиной к огромному
плакату: Здесь ловля рыбы категорически
запрещена.» -Послушай,
Джордж, давай отойдем немного от этого
места. -А в чем дело? -Ты знаешь, что здесь написано? -Мне-то что, я не умею читать. А что там
написано? -Там написано, что здесь нельзя ловить
рыбу. -Меня это не касается, я ведь не умею
читать! Вот пример замечательной
интуиции воспитательницы школы: еще ничего
не понимая, Гейл почувствовала, что есть
какая-то связь между рыбалкой и
неграмотностью Джорджа. Она села рядом с
ним у плаката и сделала еще один шаг к
сближению. Совместные походы к озеру
продолжались. Сидя у плаката, Гейл и Джордж
вели неторопливые беседы, в которых частообсуждались вопросы, имеющие серьезную
юридическую подоплеку. Например: «А если
человек даже не может прочесть закон,
посадят его в тюрьму?» Постепенно перед
Гейл, открылось следующее. Джордж, конечно,
не забыл о своей попытке утопить человека.
Но угодить за это в тюрьму… из нее не
убежишь. Поэтому Джорджу нужно было
выработать способ психологической защиты
от этого страха. И он его нашел, потому что
это был вопрос жизни и смерти. Нужно
остаться ребенком – сажают ведь только
взрослых. Естественно, что Гейл ни
словом не обмолвилась Джорджу о том, что она
поняла. В школе взрослым запрещается лезть
в душу ребенка. Их беседы у озера
продолжались, и вот однажды вдруг словно
искра пробежала между ними. Их души
соприкоснулись. С этого момента судьба
Джорджа круто повернулась. Вот он уже
появился в классе, и тут обнаружилось, что
он – необыкновенно одаренный парень. Хотя
манипулирование абстрактными символами по-прежнему
дается ему с трудом, но во всем, что касается
живой жизни, что можно сделать своими
руками, где можно проявить здравый смысл, он
делает поразительный рывок вперед.