ВОСПИТАНИЕ
        
НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ  
        
УЧЕБА  

            После подъема – умывание, затем завтрак и в класс. Отношение школы к еде – особый, очень важный разговор, я его отложил до обеда.  
            В дверь класса просовывается голова Левы.  
            -          Анна, я не буду сегодня учиться.  
            -          Хорошо, Лева. Я слышала. Приходи завтра.  
            Проходит три минуты. Снова голова Левы.  
            -          Анна, ты слышала, я не приду сегодня!  
            -          Хорошо, Лева. Я слышала.  
            Еще три минуты – и все снова.  
            -          Я уже слышала, Лева. Не хочешь -  не приходи.  
            А еще через пять минут Лева уже сидит на своем месте за партой и делает задание, которое Анна для него подготовила. Но что творится в классе?! Здесь собраны дети всех возрастов от 6 до 14 лет, и каждый занимается своим делом по специальному заданию, которое для него подготовлено. Вот девочка сидит на полу, в руке у нее сладкая булочка, она сосредоточенно повторяет вслух какое-то правило. Один поливает цветы, другой беседует с Анной, кто-то клеит макет геометрической фигуры. А вот маленький мальчик забился под парту, обхватив голову руками, - только бы ничего не видеть, ничего не слышать. Ему страшно.  
            Страх исследования: ты открываешь разные запертые двери и ящики, открываешь не ведомые тебе тайны природы. И вдруг из одной такой двери на тебя подает скелет… В этом взрослом мире с тобой все что угодно может произойти.  
            Страх неадекватности: «У меня опять ничего не получится!» Эти дети измучены своими неудачами, они знают, что отстали от сверстников. Соревнование – не для них: невыносимая мысль о том, что Чарли уже умеет решать уравнения, а я…  
            Страх взрослости: учеба делает человека взрослым. «А пока я маленький, я ни за что не отвечаю».  
            Бесполезно искать в классе Джорджа. Он принципиальный противник учебы – ноги его там не будет. Мы найдем его, плотно позавтракшего и набившего едой карманы, за воротами школы. Вернется он только поздно вечером. Каждый может входить и выходить из школы в любое время. Джордж, естественно, отправился на рыбалку. Все попытки воспитательницы подружиться с ним поначалу решительно отвергались. Но время шло, и Джордж понял, что Гейл можно доверять. И вот наконец высокая честь – он берет Гейл с собой на рыбалку. Они отправляются на озеро, и Джордж усаживается на свое любимое место – прислонившись спиной к огромному плакату: Здесь ловля рыбы категорически запрещена.»  
            -       Послушай, Джордж, давай отойдем немного от этого места.  
            -          А в чем дело?  
            -          Ты знаешь, что здесь написано?  
            -          Мне-то что, я не умею читать. А что там написано?  
            -          Там написано, что здесь нельзя ловить рыбу.  
            -          Меня это не касается, я ведь не умею читать!  
            Вот пример замечательной интуиции воспитательницы школы: еще ничего не понимая, Гейл почувствовала, что есть какая-то связь между рыбалкой и неграмотностью Джорджа. Она села рядом с ним у плаката и сделала еще один шаг к сближению. Совместные походы к озеру продолжались. Сидя у плаката, Гейл и Джордж вели неторопливые беседы, в которых часто  обсуждались вопросы, имеющие серьезную юридическую подоплеку. Например: «А если человек даже не может прочесть закон, посадят его в тюрьму?» Постепенно перед Гейл, открылось следующее. Джордж, конечно, не забыл о своей попытке утопить человека. Но угодить за это в тюрьму… из нее не убежишь. Поэтому Джорджу нужно было выработать способ психологической защиты от этого страха. И он его нашел, потому что это был вопрос жизни и смерти. Нужно остаться ребенком – сажают ведь только взрослых.
            Естественно, что Гейл ни словом не обмолвилась Джорджу о том, что она поняла. В школе взрослым запрещается лезть в душу ребенка. Их беседы у озера продолжались, и вот однажды вдруг словно искра пробежала между ними. Их души соприкоснулись. С этого момента судьба Джорджа круто повернулась. Вот он уже появился в классе, и тут обнаружилось, что он – необыкновенно одаренный парень. Хотя манипулирование абстрактными символами по-прежнему дается ему с трудом, но во всем, что касается живой жизни, что можно сделать своими руками, где можно проявить здравый смысл, он делает поразительный рывок вперед.

                                                        Rambler's Top100        

Хостинг от uCoz