ВОСПИТАНИЕ
        
НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ  
        
СКАЗКИ

        ТРИ ПОРОСЕНКА: ВОЗНАГРОЖДЕНИЕ В БУДУЩЕМ

«Не ешь конфету. У тебя заболит живот. Скоро обед, тогда и будешь ее есть». Но конфета – вот она, ее хочется съесть именно сейчас, немедленно. А что будет потом…

Это очень важно: уметь отказаться от удовольствия сейчас, потерпеть, сделать тяжелую и часто бессмысленную работу, плоды которой скажутся когда-то потом. Это очень трудное искусство, и овладевать  им надо всю жизнь. Для ребенка это тем более трудно, что у него очень непростые отношения со временем. Что такое «после обеда»? Когда перед вами лежит конфета, это целая вечность. «Вот когда ты станешь взрослым…» - это уже не вечность, это – никогда.

«Три поросенка» помогают ребенку освоиться с этим искусством. Вначале он отождествляет себя с младшим поросенком: как хорошо валяться в теплой луже, веселиться с друзьями, распевать песенки! А волк – это когда-то потом…Волк съедает маленького поросенка, и теперь ребенок «вселяется» в среднего. Этот поросенок уже думает о будущем – он строит домик покрепче. Волк съедает и его, но уже приходится потрудиться. Но вот теперь я уже взрослый, я могу отложить конфету, и забавы, я строю настоящий каменный дом. Я взрослый поросенок, я сижу в крепком, теплом и уютном доме, в очаге горит огонь и в большом котле греется вода. Я не поддаюсь на хитрости волка, который хочет выманить меня из дома, волк меня съест. Я сильнее и умнее волка, он попадет ко мне в котел с кипящей водой, и я САМ его съем!

В этой сказке конкретно и осязаемо показан процесс постепенного становления личности. Три поросенка – это один и тот же поросенок, но на разных ступенях своего развития. Отождествляясь поочередно с каждым поросенком, ребенок не умом, а всем своим существом проживает эти необходимые для него ступеньки. И здесь мы встречаемся еще с одним замечательным свойством волшебной сказки: она требует от ребенка активного участия. Погружаясь в сказочный мир, ребенок живет в нем за своих героев, преодолевает препятствия, умирает и возрождается вновь.

Есть еще один мотив в «Трех поросенках» - это волк, живущий в каждом из нас. Каждому ребенку знакомо это состояние, когда он переполнен неизвестно откуда взявшейся злобой, ненавистью, стремлением сломать, разбить, уничтожить, съесть. Это очень страшно – ты не владеешь сам собой: неизвестно, в какую беду заведет тебя этот волк. И сказка тебе подсказывает: волк – неуправляемая, неконтролируемая агрессия – всегда жестоко наказывается. Приучайся управлять волком в душе!

Но это нравоучение сказка никогда не впихивает в голову ребенка, это результат его активной работы над сказкой. Сказка – не басня. Сравним «Трех поросят» со «Стрекозой и муравьем». Вроде бы та же тема: Стрекоза, живущая по принципу удовольствия, и муравей, уже освоивший принцип реальности. Однако ни один нормальный ребенок не отождествит себя с муравьем: муравей – злой, он отказывает в помощи существу, обреченному на гибель. Все симпатии ребенка на стороне стрекозы. За стрекозой нет никакой вины, она не сделала ничего плохого, за что ее наказывать? В сказках так не бывает.

А что же остается от «Трех поросят», когда добрый дядя писатель начнет ее исправлять? Дядя писатель уже не может отождествляться с поросенком. Поросенок для него – это поросенок с хреном на праздничном столе. И он не хочет отдавать его волку. В результате все три поросенка в конце сказки пляшут и распевают песенки. Выходит все равно, какой ты поросенок – работаешь, когда все остальные бегают по улице, или поешь песенки, не думая о будущем, - волк тебя не съест. Сказки нет, вместо нее очередная развлекательная история. «Спокойной ночи малыши!»

                                                          Rambler's Top100        

Хостинг от uCoz