Заболела бабушка. Мать
посылает свою семилетнюю дочь отнести
больной бабушке продукты. Сразу возникает
много вопросов. Где папочка? Ведь это его
обязанность носить теще продукты. В сказках
все очень конкретно – у героя должны быть
папа и мама. Конечно, случается, что мамы нет
– она умерла и на ее месте – мачеха. Но об
этом открыто сообщается. А тут, ну куда
девался отец? Хорошо, некого послать –
сходила бы сама, чем дочь посылать. Ведь
дорога к бабушке идет через лес, где водятся
волки. И мать это прекрасно знает –
вспомним наставления, которые она дает
дочери. Читаем дальше. Красная
Шапочка отправляется к бабушке и,
естественно, встречает в лесу волка. Этот
тип, вместо того чтобы сразу ее съесть,
заводит с нею шуры-муры. Прислушаемся
внимательно к тому, что он говорит девочке:
«Брось ты свои дела. Посмотри, как хорошо
вокруг, травка, цветочки. Не надоело тебе
вечно выполнять всякие поручения,
приказания. Давай будем просто радоваться
жизни!» Это не волк, это типичный
соблазнитель. А Красная Шапочка, вместо
того чтобы сразу отвергнуть эти
оскорбительные предложения, явно идет на «переговоры»
с волком. Дело в том, что «радоваться жизни»
прямо в лесу не очень то удобно: охотники
могут появиться в любой момент. Да и к тому
же невдалеке слышны топоры дровосеков –
могут помешать. Нужно помещение, а у бабушки
как раз отдельный домик. Красная Шапочка
сообщает волку адрес бабушки и инструкцию,
как попасть внутрь. Волк съедает бабушку и
ложится в постель. Наши самые худшие
подозрения оправдываются: ведь если это
волк, то, скушавши бабушку, ему бы надо
бежать скорее навстречу Красной Шапочке,
проглотить ее и уносить ноги. Ведь кругом-то
люди – охотники с ружьями и дровосеки с
топорами! Но теперь уже нам все ясно –
Красная Шапочка, выждав положенное время,
приходит в дом и сразу прыгает к волку в
постель. И не нужно нас обманывать: любая
нормальная девочка легко отличит бабушку
от волка, даже если он наденет чепчик.
Кстати, о чепчике. В настоящей народной
сказке никакого чепчика нет. Этот чепчик
надел на волка французский писатель 17-го
века Шарль Перро. Вообще, это отдельная тема,
зачастую полностью лишая ее настоящего,
глубинного смысла. Шарь Перро «облагораживал»
сказки, превращая их в нравоучительные
истории с моралью в конце, поскольку у него
был социальный заказчик – двор
французского короля. Но вернемся к сказке, потому
что нас ждет самая знаменитая и самая,
наверное, древняя порнографическая сцена. - А это у тебя что? А это у
тебя зачем? И т. д. Эта сцена – кульминация
сказки, и нужно видеть, как захватывает она
маленьких слушателей. Глаза у них
разгораются, дыхание прерывается – они
полностью захвачены происходящим. Вот вам
довод в пользу того, что сказку своему
ребенку лучше не читать, а рассказывать. Вы
видите его лицо, его реакцию. Можете
заметить, какое место в сказке больше его
задевает. Можете попытаться нащупать «болевые
точки» вашего ребенка. Итак, вдоволь позабавившись
с Красной Шапочкой, волк ее проглатывает.
Тут появляются охотники (или лесорубы),
убивают волка, вспарывают ему брюхо, и
оттуда выходят целые и невредимые Красная
шапочка с бабушкой. Интересно, нет ли среди
спасателей и нашего пропавшего папочки? В
детстве так веришь – что бы с тобой ни
случилось, отец всегда придет к тебе на
помощь и вызволит из любой беды. Скажите, а за что бабушку
съели? Ведь в сказках всегда царит
справедливость: добро торжествует, а зло
наказывается. Причем наказывается жестоко,
об этих «сказочных жестокостях» мы
поговорим немного позже. Все понятно с
Красной Шапочкой – она не послушалась маму:
ей было велено вести себя на улице скромно.
Очи долу, с незнакомыми не разговаривать, с
дороги не сворачивать, по сторонам не
смотреть. Не слушаешься маму – получай по
заслугам. Теперь – волк. Он скушал внучку и
бабушку – это явное зло, и оно наказано. Но
бабушку-то за что? Так кончается сказка у
Перро. А в настоящей сказке волка не убивают
– ему просто вспарывают брюхо. Он -живой, все видит и слышит –
обсуждается способ его казни. И Красная
Шапочка – милая девочка, не правда ли, -
придумала: брюхо волка наполняют камнями и
снова зашивают. Теперь беги! Волк пытается
вскочить, но не может сдвинуться с места –
не дает живот, набитый камнями. Волк умирает,
по-видимому от инфаркта. Сказка еще не кончилась, но
ясно, что читать ее так нельзя! Получается
жуткое нагромождение глупостей и
нелепостей. По-видимому, действие сказки
разыгрывается не в нашем взрослом, реальном
материальном мире, а в каком-то другом. Вот сценка из домашней
жизни, знакомая, я думаю, каждому родителю.
Вы приходите домой, на полу разбитая чашка,
рядом ваш ревущий пятилетний сын. «Не
разбивал я чашку, не разбивал!» -
всхлипывает он. Вас охватывает
справедливый гнев: «Ведь он же взрослый
парень. Прекрасно знает, что за разбитую
чашку ему ничего не будет, А вот за попытку
обмануть сурово накажут». Вот эта
странность поведения вашего сына и
особенно его настойчивость, с которой он
повторяет свое: «Не разбивал, не разбивал!»,
должны заставить вас задуматься. И
остановить руку, тянущуюся к ремню. Дело в том, что у вашего сына
нет пока еще четкой границы между миром
реальным и миром воображаемым. Разбитая
чашка для него – горе, но это горе можно
поправить, если незаметно перейти в
волшебный мир, в котором разбитые чашки
склеиваются сами собой, если этого очень
сильно захотеть. Он вас не обманывает, он
просто сейчас там. Поэтому, в частности, так
вредны сильные наказания. Страх такого
наказания вызывает у ребенка стремление не
фиксировать эту границу – легко прятаться
в волшебный мир во всех критических
ситуациях. И процесс взросления,
закрепления этой границы в сознании
человека может затормозиться. Так вот, персонажи сказки
живут в этом воображаемом, волшебном мире.
Там свои, совсем другие леса и реки, короли и
мачехи, лягушки и дубинки. И живут они по
своим, очень строгим законам. Посмотрим, что случилось
дальше с Красной Шапочкой. Снова заболела
бабушка, и снова Красная Шапочка в дороге.
Навстречу волк. Какой волк? Тот, которого
убили, или новый? Замечательно, что НИ ОДИН
ребенок НИКОГДА не задаст такого
идиотского вопроса. Ребенок понимает, что
волк – это волк. Про него нельзя спросить:
он тот или другой. Но для того чтобы это
понимать, надо быть ребенком – уметь жить в
волшебном мире. Так вот, на этот раз Красная
Шапочка уже ни та, не теряя ни минуты, бежит
к бабушке. Вместе они устраивают на волка
засаду. И при попытке пробраться в дом волк
попадает в бочку с водой и находит свою
смерть. Как видим, пребывание в
животе у волка не прошло для Красной
Шапочки даром – она вышла оттуда другим
человеком. Она как бы родилась заново.
Внутренний невидимый процесс
трансформации личности героя показан в
сказке конкретно и зримо: как второе
рождение – появление из чрева животного.
Это очень древний мотив: вспомните
библейскую историю Ионы, вышедшего из чрева
кита. Эта метаморфоза – смерть и новое
рождение героя – может быть показана в
сказке по-разному: это и котлы с кипящим
молоком, и живая вода, и долгий сон, как в «Спящей
красавице». А для чего камни в животе у
волка? Если бы волк умер при рождении
Красной Шапочки, то это оставило бы глубоко
в подсознании девочек невидимый след,
маленькую занозу. И через много лет, когда
Красная Шапочка будет готовиться стать
матерью, эта заноза ее уколет – добавится к
тем страхам и волнениям, которые неизбежно
связаны с рождением ребенка. Поэтому волк
погибает по совсем другой причине.