В здоровом теле – здоровый
дух. Признаюсь, я всегда понимал эту древнюю
мудрость очень примитивно. Что-то вроде:
если человек здоров, то у него хорошее
настроение. Ведь часто у нас физическую
культуру понимают как набор
оздоровительных упражнений. Ошибка, по-моему,
кроется в механическом разделении человека
на тело и душу. Источник ошибки – научный
подход, преобладающий в нашей культуре:
если не можешь в чем-то разобраться, разбери
это на части и рассмотри каждую в
отдельности. Малыш начинает активное
познание мира с движения. Он познает его
руками, ртом, каждой клеточкой своего тела.
С другой стороны, известно, что
уравновешенный человек хорошо делает
упражнения на равновесие, а у гибкого
человека – гибкое тело. Так где же
кончается тело и начинается душа, а где
кончается душа и начинается тело? Личность, рассыпавшаяся на
кусочки, не может собрать вместе свое тело,
заставить его работать согласованно.
Поэтому дети в школе либо зажаты, скованны,
неуклюжи, либо непрерывно совершают
бессмысленные движения. Задача школы –
помочь склеиванию личности. Один из методов
– научить ребенка искусству управлять
своим телом. В школе есть спортивный зал,
игровые площадки, три раза в неделю
университет предоставляет школе свой
бассейн. Уже понятно, что в школе каждый
может пользоваться спортивным инвентарем и
площадками, когда и сколько захочет. Но напрасно стали бы искать
на площадке нашего математика Чарли.
Поначалу воспитателям никак не удавалось
заманить его туда. Он часами просиживал у
окна, наблюдая за оживленным движением
паровозов на близлежащей железнодорожной
ветке. Паровозы – его страсть. Он и себя
представляет таким паровозом – огромным,
неповоротливым, несущим страшный запас
разрушительной силы. Чарли все время
кажется, что стоит только дать себе волю,
начать двигаться, как он сойдет с рельсов и
пойдет крушить все вокруг. И никто не сможет
его остановить. Но вот что важно. Ведь Чарли
– умный парень. Он прочел про паровозы все,
что смог достать и понять. В его голове –
уйма самых разнообразных знаний: от
устройства тормозов до законов
термодинамики. Но это мертвые, абстрактные
знания, они не помогают ему разобраться в
мире, который его окружает, в себе самом. Не
умеешь двигаться – не умеешь познавать мир,
здание твоей души перекошено на один бок.
Есть и взрослые толстые и неуклюжие
математики, которым блестящее умение
манипулировать абстрактными символами не
помогает избавиться от страха перед жизнью. Все же Гейл удалось
постепенно раскачать Чарли и вытащить его
на воздух, на площадку, где возились дети.
Чарли забрался на небольшую горку и стоял
там, боясь сдвинуться с места. -Беги вниз! – кричит ему Гейл. -У меня не работают тормоза, я не смогу
остановиться, - отвечает ей Чарли-паровоз. -Не бойся, я тебя остановлю. Чарли поверил ей и бросился
вниз. У подножия горки он со страшной силой
врезался в воспитательницу. Если бы она
упала, то неизвестно, как бы дальше пошли
его дела. Но каким-то чудом она устояла, и в
этот момент между ними произошел какой-то
особый контакт. С этого «что-то» и началось
выздоровление Чарли. Он стал ходить в
бассейн, научился делать простые
упражнения. Паровозы свои он не забыл. У
него появилась новая игра. Держа перед
собой склеенный им самим макет паровоза, он
стал носиться по школе, издавая паровозные
гудки. Другие дети охотно включились в эту
игру, с притворным страхом разбегаясь в
разные стороны. Чарли похудел. Но не от
упражнений и беготни, конечно. И не от того,
что стал заметно меньше есть. А оттого, что
началось наведение порядка в его душе,
одним из проявлений которого и является
правильный обмен веществ. Нам, взрослым, очень важно
сознавать, что дети верят – мы сможем
защитить их от них самих. Особенно
порабощенные дети, которые, накопив в себе
пороховой погреб ненависти, боятся «взлететь»
на воздух. Дети должны чувствовать, что мы
сильнее, умнее, опытнее их и в любой момент
готовы прийти им на помощь. А то ведь бывает
так. Один папа всегда старался поддаваться
своему сыну, когда они возились на полу,
проиграть ему в домино и в беганье
наперегонки и т. д. Папа очень любил своего
сына и хотел таким образом вселить в
мальчика уверенность в собственных силах. А
в результате мальчик попал к Беттельгейму. Есть еще одна опасность,
которая подстерегает детей на пути
овладения движением. И кроется она в нас,
родителях. Это психическое насилие.: «Вот
когда ты научишься прыгать на одной ножке,
тогда ты будешь молодец». Вариант: «А вот
Анечка уже давно умеет кататься на
велосипеде». В переводе на детский язык это
означает: «Сейчас я тебя не люблю. Вот когда
ты научишься делать то-то и то-то, тогда,
может быть, я буду тебя любить». Мы загоняем
ребенка в угол, где он окружен со всех
сторон жуткой смесью любви, насилия, страха,
унижения. Если его хрупкая душа не сможет с
этим справиться, то он станет защищаться.
Один путь – торможение, я уже вскользь
упоминал. Ребенок замирает в углу, спасаясь
болезнями, аллергиями, обжорством. Другой
путь – беспорядочная сверхактивность.
Ребенок все время на взводе, от его
неконтролируемых действий летит на пол
посуда, вечно что-то ломается, рвется. Он
врезается во взрослых, лезет на стену,
кричит и т. д. Каждый защищается как может. У Беттельгейма в школе
каждый достоин уважения уже сейчас, каждого
принимают таким, какой он есть, а не каким
станет в будущем.