ВОСПИТАНИЕ
        
НЕ ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ  
         
ЕДА

            Трехмесячный ребенок лежит в своей кроватке и, надрываясь, кричит – он голоден. «Ну чего он кричит – начинает выходить из себя мамаша, - ведь я сейчас буду его кормить!». Она кандидат наук. Но скажите мне, почему так часто занятия наукой отбивают здравый смысл? Все, что нужно сейчас научной мамаше, - это на минутку встать, а точнее лечь на место ее ребенка. Но куда там. Придется лечь нам. Лежим, в животе пусто, а на душе – ужас: мы остались без еды. Это ведь кандидат наук знает, что нас скоро покормят, а мы нет. И в отличии от нее для нас это вопрос жизни и смерти. Если ее не покормят, она как-нибудь сама справится, а если нас не покормят, мы погибнем, и очень скоро. Это очень страшный страх – остаться без еды.
            В концентрационном лагере заключенные все время голодны. И Беттельгейм понял, что это не просто издевательство зверей-эсэсовцев, а один из элементов стройной системы превращения человека в «идеального заключенного». Ведь было бы более «экономично» кормить людей лучше, с тем чтобы они могли лучше работать. Но экономика – не главная цель лагерной жизни. Если человек все время голоден, то он все время думает о еде.
            О чем говорят заключенные, когда выдается такая возможность? О том, как ловко вчера удалось утащить немного еды с лагерного склада. О том, что, по слухам, завезут завтра в лагерный магазин, что ели сегодня на обед эсэсовцы, и т. д. Суть метода в низведении взрослого человека до состояния трехмесячного ребенка. А это, по Беттельгейму, разрушает личность взрослого, разъедает ее как ржавчина.
           
…Но вернемся в школу. Здесь своя кухня, свои повара, которые готовят завтрак, обед и ужин. Обычные американские блюда, нормальные порции. Кроме того, в любое время на кухне можно получить молоко и хлеб в любом количестве. На кухне всегда ошивается кто-нибудь из детей. Еще бы, очень интересно смотреть, как готовят для тебя еду. В школе нет запертых дверей. Каждый когда угодно может зайти в любую комнату и открыть любой ящик.
            Но самое замечательное – это сладкая комната. Не случайно день в школе начинается с тарелочки со сластями, не случайны они и у девочки в классе, которая билась в отчаянии над своей задачей. Так вот, в школе есть специальная комната, вроде кладовки, вся сверху донизу набитая конфетами, пирожными, печеньями на любой вкус. Можно  в любое время зайти в сладкую комнату и взять все, что хочешь и сколько хочешь. Школа специально следит за бесперебойным снабжением сладкой комнаты. И когда маленькому человеку плохо, он забежит сюда, глянет на полки, заставленные сластями, и на душе у него полегчает. Он, может быть, ничего не возьмет, но почерпнет здесь новые силы для борьбы со своими страхами, с приступами беспричинной, разрушительной ненависти.
           
…Ну почему мы превращаем такие простые и естественные дела, как еда, купание, учеба и т. п., в арену ожесточенной борьбы с нашими детьми? Ведь какое это замечательное удовольствие вкусно, от души поесть. Или поплескаться в воде. Да и учеба легко может стать источником удовольствия.
            А вместо этого: «Ешь побыстрей. Мы опаздываем. Сколько можно тебе…» А он, кажется, нарочно все делает как в замедленном кино. Это не кажется – это так и есть. Порабощенные дети мстят торможением: они тормозят, блокируют, затормаживают все вокруг себя. Это защита рабов и заключенных…
            Итак, дети в школе едят много сладкого. Да еще перед обедом, а то и в постели. Не болят ли у них от этого животы? Оказывается, нет. Врач, постоянно наблюдающий всех детей в школе, находит, что с животами у них все в порядке. Даже у обжор, а они в школе есть. Познакомимся с одним из них.
            Чарли, 9 лет. Болезненно толстый, неуклюжий, зато в математике ему нет равных. Не умеет играть ни в одну детскую игру, но легко складывает в уме большие числа. Угрюмый, ни с кем не дружит; когда ходит по школе, вечно на всех натыкается и всем наступает на ноги.
            Чарли очень не повезло в жизни – его родители лишены дара любви. Разумно, аккуратно, точно по учебнику они выполняют свои родительские обязанности. У него все есть, о нем заботятся, с ним играют. Жизнь в семье идет, как хорошо отлаженный часовой механизм. Но… французы говорят, что материнская любовь должна состоять из молока и меда. Молоко – это все материальное, что необходимо для существования ребенка. Но вместе с молоком мать должна передать ребенку и мед – животное ощущение радости бытия. Вот мед-то и был лишен Чарли. Его обжорство – попытка найти этот мед в еде. Так он и попал в школу. Скоро мы с ним снова встретимся и увидим, как он похудеет.
            Еда – великий одомашниватель. Как приятно возвращаться в такое место, где тебя всегда ждет что-нибудь вкусненькое. Когда Джордж после рыбалки поздно вечером появлялся в школе, все уже спали, но на тумбочке у кровати его всегда ждал ужин, оставленный заботливой Гейл. Ну как сбежишь из такой школы? К тому же Джордж – большой любитель поесть. Про себя он с гордостью заявляет: «Я из тех, кто должен много есть!»

                                                       Rambler's Top100         

Хостинг от uCoz